Оглавление темы "Диагностика патологии брюшины и брюшной полости":
Sprengel прямо говорит, что диагноз острого аппендицита в преобладающем большинстве случаев прост и достоверен, в немногих случаях труден и только в единичных случаях невозможен".
Из приведенного краткого описания объективной симптомотологии острого аппендицита ясно, что даже на основании исследования одной брюшной полости можно сравнительно легко не только диагностировать аппендицит, но и разобраться, с какой из четырех форм с своеобразным клиническим проявлением мы имеем дело. Это сделать тем легче у постели больного, что для диагностики аппендицита мы имеем не только признаки, полученные при исследовании брюшной полости, но вообще все добытые от больного сведения и данные.
Перкуссия живота и давление, а, следовательно, и пальпация крайне болезненны, во фланках начинает появляться притупление, благодаря скоплению в этих областях перитонитического выпота у больного развивается реберный тип дыхания, словом вырисовывается картина острого гнойного перитонита).
Живот представляется резко увеличенным, вследствие колоссального метеоризма и пареза или паралича всех кишек, преимущественно тонких, брюшной пресс всюду напряжен, перкуторный звук всюду тимпанический, и барабанный звук переходит на правую реберную дугу, сант. на 3-5-7, благодаря тому, что печень, отдавливаемая кверху растянутыми кишками, принимает краевое расположение.
Что касается четвертой, самой тяжелой формы, именно аппендицита с разлитым свободным перитонитом, развивающимся в результате прободения отростка в свободную брюшную полость или нарыва, развившегося среди эксудата, то клиническая картина нам уже известна. Эта картина общего острого гнойного перитонита.
Еще труднее это сделать в тех случах, если эксудат распространился в малый таз при тазовом аппендиците или же при левостороннем аппендиците. Если приходится исследовать больную в начале заболевания, то это до известной степени еще удается, при развитой же форме и обширном эксудате точная диагностика почти невозможна и в этих случаях даже гинекологическое исследование мало разъясняет возникшее сомнение. Диагностику приходится ставить поэтому по различным косвенным признакам, что, конечно, не надежно.
В том случае, когда отросток и правая труба совместно заключены в воспалительный эксудат, мы лишаемся возможности при исследовании через брюшную полость решить на основании объективных симптомов вопрос о том, какого органа заболевание послужило поводом к развитию местного перитонита.
Однакоже при диагностике этой третьей формы аппендицита у женщины нужно помнить, что заболевания придатков могут дать приблизительно аналогичную клиническую картину. Близость правых придатков к отростку сама по себе способствует при заболевани одного органа вовлечению в воспалительный процесс другого.
Таким образом, в эксудате всегда находится S. Romanum, который располагается по наружно-верхней его границе; весь же эксудат скопляется между париэтальной брюшиной и брыжейкой этой кишки. При этих случаях перисигмоидита верхняя часть эксудата дает более тимпанический тон, чем нижняя, расположенная над левой пупартовой связкой или над лобковым сочленением, при чем в этом же месте эксудата можно прощупать эластический напряженный цилиндр, имеющий характерные черты толстой кишки.
Эти формы часто наблюдаются при тазовых аппендицитах, при чем, по мнению Образцова, оригинальная форма и локализация эксудата обусловлены тем, что весь процесс развивается вокруг S. Romanum (пересигмоидит), чему способствует его длинная брыжейка.
В некоторых случаях эксудат приобретает особую форму и положение. Так, располагаясь над лобковым сочленением, он может иметь грушевидную форму, напоминающую растянутый мочевой пузырь, а локализируясь в левой подвздошной форму треугольника.
Эксудация при аппендиците. Диагностика аппендикулярного перитонита
Добро пожаловать в раздел "Хирургия."
Остальные разделы:
Хирургия живота:
Неотложная хирургия:
Эксудация при аппендиците. Диагностика аппендикулярного перитонита
Комментариев нет:
Отправить комментарий